Нарезка, или как сделать правильный AVI из MKV/MP4


by BGnext ®
23-Мар-2018 18:00

[Цитировать]

Нарезка, или как сделать правильный AVI из MKV/MP4

ВступлениеПроцесс создания любого клипа включает в себя конвертирование исходного материала в формат, пригодный для использования в редакторе, или попросту "нарезку". Несколько лет назад, в эпоху avi и divx, все было предельно просто, т.к. Virtual Dub без особых проблем мог открыть практически любой файл, но с появлением mkv и mp4 этот процесс оброс дополнительными ньюансами, о которых я и собираюсь здесь рассказать. Моя цель- описать универсальный и простой в использовании способ нарезки современных исходников. DVD-исходники (*.VOB) в рамках данной статьи рассматриваться не будут - читайте статьи по DVD-rip'у.ИнструментарийНам понадобится 4 инструмента: Virtual Dub, AviSynth, Haali Media Splitter (известный также как Matroska Splitter) и MediaInfo. Инсталляция всех перечисленных приложений делается с настройками по умолчанию, т.е. по схеме "Next->Next->Next". После установки находим файлик "avss.dll" (он устанавливается с Haali Media Splitter и по умолчанию находится в "C:/Program Files/HaaliMatroskaSplitter/avss.dll") и копируем его в папку плагинов ависинта (по умолчанию "C:/Program Files/AviSynth 2.5/plugins").СкриптДопустим, у нас есть исходный файл в матрешке с именем Ishodnik.mkv. Создайте текстовый файл и впишите туда следующие строки, подкорректировав путь при необходимости:
DSS2("D://Ishodnik.mkv")
ConvertToRGB24

Комментарий для продвинутых пользователей. Почему не DirectShowSource? А потому, что DirectShowSource не является frame accurate, т.е. после загрузки скрипта в даб и разметки границ желаемого фрагмента эти самые границы вполне могут съехать на несколько (иногда десятков) фреймов, бывают и более серьезные глюки вроде изменения последовательности кадров при сикинге. DSS2 лишен всех этих недостатков.
Сохраните файл с расширением *.avs. Запустите Virtual Dub, зайдите в меню Video и выберите режим Direct Stream Copy. Теперь откройте в дабе созданный *.avs-файл. Если все сделано правильно, то вы увидите там свой исходник. Но не спешите приступать к нарезке- самое интересное только начинается.Черные полосы.Бывает, в исходном файле с какой-то или сразу с нескольких сторон изображения присутствуют черные полоски шириной в несколько пикселей. Черные полосы в клипе значительно расходуют драгоценный битрейт и смотрятся неэстетично, к тому же на них вылезают эффекты, поэтому мы будем от них избавляться. Посмотрите на картинку в Virtual Dub'е, выбрав светлую сцену. Если видите полоски, то редактируйте свой *.avs-файлик, добавив в конец скрипта такую строку:
Crop(a,b,-c,-d)
где a - количество обрезаемых пикселей слева, b - сверху, c - справа и d - снизу. После этих манипуляций скрипт, срезающий, например, 1 пиксель черных полос слева и 2 справа, должен выглядеть так:
DSS2("D://Ishodnik.mkv")
ConvertToRGB24
Crop(1,0,-2,-0)
Разрешение.Перед нарезкой вам необходимо определиться с разрешением своего будущего клипа и, соответственно, с разрешением нарезки. Лучше всего выбирать, исходя из разрешения и качества исходника, объема свободного места на жестком диске, производительности вашего компьютера (особенно дисковой подсистемы), кратности сторон и здравого смысла.
Чтобы посмотреть разрешение исходника, воспользуйтесь утилитой MediaInfo (рис. 1). Главное правило - никогда не делайте ваш клип с бОльшим разрешением, чем разрешение исходника (исключение - анаморф, об этом ниже). Это же касается миксов. При наличии исходников разного разрешения за разрешение клипа принимайте наименьшее из разрешений исходников.
Зато если качество исходника оставляет желать лучшего, либо у вас сильно ограничено свободное место, либо размер клипа должен вписаться в жесткие рамки, либо вы обрезали черные полосы- во всех этих случаях разрешение можно и нужно уменьшать. Следует помнить, что изменять разрешение нужно пропорционально, а лучше выбирать из таких стандартных вариантов (для исходника с соотношением сторон 16х9): 640х360; 704х400; 768х432; 848х480; 1024х576; 1280х720. Если же ваш исходник имеет соотношение сторон 4х3, то вряд ли вы найдете что-то более подходящее, чем 640х480. Соотношение сторон смотрим рядом с разрешением в MediaInfo (рис. 1)
Для изменения разрешения добавьте в ваш скрипт строчку:
Spline36Resize(x,y)
где х - новое разрешение по горизонтали, а y- по вертикали. Использование алгоритма сплайнов при уменьшении разрешения позволит скрыть мелкие артефакты исходника, но сохранит четкость картинки. Например, вы остановились на разрешении 768х432. Тогда ваш скрипт должен выглядеть так:
DSS2("D://Ishodnik.mkv")
ConvertToRGB24
Crop(1,0,-2,-0)
Spline36Resize(768,432)
Анаморф
Если вы- счастливый обладатель DVD-rip'а, то ему наверняка присуща анаморфность. Анаморф- видео с неправильным аспектом и метаданными, позволяющими плееру восстанавливать правильный аспект при проигрывании. Откройте исходник в MediaInfo, в настройках поставьте Output format - HTML. В окне информации о видео (рис. 1) можно увидеть исходное разрешение и cоотношение сторон при показе. Если вы просто откроете в дабе наш скрипт без операций ресайза, то он будет как раз в исходном разрешении и у видео будут неправильные пропорции. Поэтому при анаморфе обязательно приведите соотношение сторон нарезки к указанному (используйте стандартные разрешения, указанные выше). На рисунке разрешение 704х480, а соотношение 16/9. Высчитываем горизонталь с нужным соотношением, взяв за основу разрешение по вертикали:
480*16/9=853.(3)
и берем ближайшее из стандартных разрешений (848х480) или меньшее. В нашем примере мы уже изменили разрешение на 768х432, вернув таким образом потенциально анаморфному исходнику правильный аспект, поэтому скрипт модифицировать не надо.Частота кадровБывают случаи, когда разные серии одного релизера выходят с разным fps (frames per second), к тому же не совсем стандартным. Не стоит забывать и про VFR (variable frame rate или переменный fps). Задача клипмейкера- привести все исходники к выбранному фрейм рейту, избежав при этом дерганий, смазываний и существенных изменений скорости нарезки по сравнению с оригиналом.
Фреймрейт смотрим в MediaInfo (рис. 2). Если вы видите там одну строку с числом кадров в секунду, то все просто и эту частоту кадров можно брать для клипа. В любом другом случае лучше всего будет модифицировать функцию DSS2 специальным параметром, возвращающим фрейм рейт к нужному занчению.
Если имеем что-то похожее на рис 3, рис. 4 или рис. 5, то у нас переменный fps и наша задача определить, какой же именно фреймрейт 23.976 или 29.97 у интересующего нас куска. Для этого создадим отдельный скриптик с единственной строкой:
DSS2("D://Ishodnik.mkv", fps=29.97)
Откроем его в отдельном Дабе и пролистаем покадрово десяток фреймов на какой-нибудь динамичной сцене или сцене панорамирования (движения камеры). Если движение есть четко в каждом кадре значит, фреймрейт 29.97. Если каждые несколько кадров имеем один без движения значит, 23.976.
Допустим, в нашем примере движение было не в каждом кадре, поэтому скрипт должен выглядеть так:
DSS2("D://Ishodnik.mkv",fps=23.976)
ConvertToRGB24
Crop(1,0,-2,-0)
Spline36Resize(768,432)

Теперь последний штрих, улучшающий совместимость нарезки с редакторами. 23.976 по стандарту NTSC - бесконечная дробь (24000/1001), которую редакторы понимают далеко не всегда. То же относится к 29.97. Поэтому приведем наш фреймрейт к округленному значению. Делается это добавлением в скрипт строки
AssumeFPS("ntsc_round_film")
для 23.976 или строки
AssumeFPS("ntsc_round_video")
для 29.97.

В нашем примере скрипт будет выглядеть так:
DSS2("D://Ishodnik.mkv",fps=23.976)
ConvertToRGB24
Crop(1,0,-2,-0)
Spline36Resize(768,432)
AssumeFPS("ntsc_round_film")
ФильтрыДополнительным преимуществом использования ависинта в нарезке является возможность подключать качественные фильтры для визуального повышения качества видео. Однако использование фильтров на исходнках-релизах хороших групп может даже слегка ухудшить качество нарезки, т.к. эти же фильтры уже были использованы самими релизерами. Самые полезные для клипмейкера фильтры - это шумодавы, убирающие зерно/шумы и повышающие сжимаемость клипа (например, FFT3Dfilter, для которого так же есть GPU-версия), шарперы, делающие изображение более четким (например, warpsharp) и градиентные выравниватели, убирающие видимые переходы полутонов градиента (например, gradfun2db). Тонкости использования фильтров тянут на отдельную статью, поэтому здесь их рассматривать не будем. При желании можно легко найти всю информацию в интернете, к тому же никакие фильтры не заменят качественный исходник.Кодирование нарезкиСохраните изменения, внесенные в скрипт. Перечитайте скрипт в Virtual Dub'е, нажав F2 или открыв его заново. Можно приступать к нарезке, получая на выходе несжатый RGB24 - самый безглючный формат видео с точки зрения редакторов. Но у него есть существенный недостаток - он требует очень много свободного места на вашем диске.
Объем дискового пространства на секунду нарезки рассчитывается по формуле:
Vol(MB/sec)=(ResX * ResY * 24 * fps /(1024*1024*8))
где
Vol(MB/sec) - вес одной секунды нарезки в мегабайтах,
ResX - разрешение по горизонтали,
ResY - разрешение по вертикали,
fps - фреймрейт (кадров в секунду).

Т.е. если вы делаете нарезку в разрешении 768х432@23.976fps, то одна секунда будет весить 768*432*24*23.976/(1024*1024*8) = примерно 23 мегабайта. Не трудно посчитать, что 30 минут нарезки будут весить около 40 гигабайт. Много? Тогда будем кодировать нашу нарезку без потери качества, чтобы она занимала примерно в 10 раз меньше места.
Нам понадобится установленный Lagarith. Теперь модифицируйте скрипт нарезки, удалив оттуда строку
ConvertToRGB24
и исправив значения в строке Crop на ближайшие кратные двум. Скрипт должен выглядеть так:
DSS2("D://Ishodnik.mkv",fps=23.976)
Crop(2,0,-2,-0)
Spline36Resize(768,432)
AssumeFPS("ntsc_round_film")

В дабе зайдите в меню Video и выберите режим Fast Recompress, чтобы избежать преобразований цветового пространства. Потом зайдите в меню Video, пункт Compression, выберите в списке кодеков Lagarith lossless codec, нажмите Configure, установите mode в YV12 и отметьте чекбоксы Enable Null Frames и Use Multithreading. Перечитайте ваш скрипт, нажав F2. Теперь можно делать нарезку, не так сильно беспокоясь за свободное место. Успехов в творчестве!



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы